Большинство такелажных работ связаны с перемещением грузов при помощи подъемных кранов. Для этого необходима правильная обвязка и зацепка груза, которые обеспечиваются его строповкой. Подобной работой занимаются только стропальщики – подготовленные и специально аттестованные работники, поскольку процедура очень ответственная и сложная. В качестве руководства для осуществления строповки они используют специальные схемы, которые разрабатывают по требованиям ГОСТа.
Возможно, стропальщики могут справиться со своей работой и без дополнительных документов. Но схемы строповки все равно необходимы, поскольку строительные площадки часто проверяются Госгортехнадхором. Один из пунктов, который проверяет эта инстанция, – правильность осуществления строповки. Здесь обязательным является наличие схем строповки и их соответствие ГОСТу. Иначе организация рискует получить штраф и попасть под другие серьезные санкции.
Для организации строповки должным образом были разработаны специальные правила. Важно, чтобы при зацепке использовались только надежные детали. Причем должны применяться такие схемы, чтобы обвязка занимала как можно меньше времени, но не в ущерб качеству ее выполнения, поскольку непредвиденные ситуации при подъеме полностью исключаются.
Также важно предусмотреть не только строповку, но и возможность расстроповки, которая должна происходить так, чтобы в ее радиусе не находился стропальщик. Также схему разрабатывают с учетом возможности повторного использования как строповки, так и ее приспособлений. Строповочные канаты нужно защитить от истирания, для чего в схеме предусматривают специальные подкладки. Сами канаты подбирают индивидуально, поскольку они бывают различной толщины и могут использоваться в разных способах строповки в зависимости от вида груза.
Основная цель всех способов строповки – обеспечение безопасного перемещения груза подъемным краном. Обычно схемы разрабатываются в составе технологических карт погрузочно-разгрузочных работ. Для исключения падений конструкций при разработке схем и их последующем использовании придерживаются нескольких правил:
Ситуации, когда на груз не разработана отдельная схема строповки, достаточно частая. В таких случаях при зацепке и последующем перемещении изделия обязан присутствовать ответственный за крановые работы. Если масса груза неизвестна, то его зацепка запрещается. Сначала необходимо выяснить точный вес конструкции. Что еще важно учитывать при разработке схем строповки грузов по ГОСТу:
В большинстве случаев можно использовать стандартные схемы строповки грузов. Но бывают ситуации, когда необходима разработка новых схем. Это касается следующих случаев:
На схеме строповки при желании заказчика можно разместить логотип предприятия, таблицу грузов и прочую информацию. Более респектабельный вид документу придает металлическая рамка, которая позволяет быстро переносить схему для оперативного ознакомления работниками.
Наименование груза, его чертежи, не обязательно в dwg или обмеры груза
Масса груза
Наличие стропов на месте строповки или мы подберем стропы сами
Замечания Заказчика устраняем в короткие сроки (обычно не более 3 часов в рабочее время) и абсолютно бесплатно, даже в случае необходимости разработки дополнительных материалов, касающихся Технического задания (приложение к договору).
Срок гарантии на разработанные схемы — бессрочно.