Технологическая карта на погрузочно-разгрузочные работы — это организационно-технологический документ на производство типовых работ по безопасной погрузке, разгрузке материалов, оборудования, деталей с применением кранов, подъемников. Работы могут проводиться как на территории строительной площадки, так и на производственной базе, складе или производственном помещении, где обслуживается оборудование.
Узнайте о технологических картах погрузочно-разгрузочных работ больше в видео:
Разработка технологической карты на погрузочно-разгрузочные работы выполняется в соответствии с требованиями:
- Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов;
- других действующих норм и правил на процессы перемещения грузов в том или ином участке проведения ПРР.
Технологическая карта ТК на погрузочно-разгрузочные работы в обязательном порядке разрабатывается на все типовые работы по погрузке и разгрузке грузов. Если проводятся не типовые работы, разрабатывается ППРк (ППР.пс).
Для любого технологического процесса требуется инструкция, описывающая порядок и особенности его выполнения со всеми этапами и последовательностью операций. Она предоставляется персоналу, который будет производить эти работы. Эта инструкция представляет собой технологическую карту (ТК, техкарту). В ряде случаев можно использовать типовую техкарту (ТТК), но она не всегда учитывает особенности конкретного объекта, региона, строительной площадки и пр. В таких случаях необходима индивидуальная разработка новой ТК.
Техкарта является стандартизированным организационно-технологическим документом, и ее разрабатывают на конкретные процессы, например, погрузочно-разгрузочные работы. Они должны производиться по определенным правилам, поскольку от этого зависит безопасность на строительной площадке и сохранность поставляемых грузов. Компания «Стройдок-АБВ» специализируется на разработке подобной документации, поэтому предлагает рассмотреть образец и особенности составления технологической карты погрузочно-разгрузочных работ.
# # Заказать разработку техкарты на погрузку-разгрузку
Компания «Стройдок-АБВ» может разработать технологическую карту с учетом особенностей конкретного объекта. Чтобы получить консультацию специалиста, напишите нам в форме на сайте или позвоните по контактным номерам. Мы объясним, какие исходные данные потребуются для разработки документа.
Предварительно вы можете изучить примеры оформленных нами документов для разных заказчиков. В каталоге представлены техкарты, проекты производства и организации работ, журналы, проектная и рабочая документация. Вы можете ознакомиться с их образцами, которые помогут понять, что представляет тот или иной документ. Мы имеем большой опыт в разработке всей исполнительной и организационно-технологической документации, поэтому гарантируем оказание услуг на профессиональном уровне.
# # По каким документам разрабатывается технологическая карта
Если рассматривать ТК на погрузку-разгрузку, то основным документом для разработки карты будет выступать Приказ от 28 октября 2020 года N 753н. В нем описываются правила по охране труда при подобных работах и размещении грузов на хранении. В п. 19. приказа есть требование о том, что погрузка и разгрузка с применением грузоподъемных машин должны выполняться по технологическим картам и проектам производства работ с применением ПС (ППР).
Еще при погрузочно-разгрузочных работах должны учитываться правила промышленной безопасности и федеральными нормами. Последние содержатся в Приказе от 26 ноября 2020 года N 461, описывающем правила безопасности на промышленных объектах, где используются подъемные сооружения. По последним официальным данным документ вступил в свою силу с 01.01.2021 г. на основании Постановления Правительства от 06.08.2020 г. N 1192. Новые нормы устанавливаются в соответствии с п. 5.2.2.16(1) Постановления от 30.07.2004 N 401 (ред. 30.06.2020). Они разрабатываются Ростехнадзором, что отражается в проекте 02/08/11-19/00097100
# # Основные принципы разработки ТК на погрузку-разгрузку
Когда речь идет о техкарте на погрузку-разгрузку, дело касается технологической карты погрузочно-разгрузочных работ ПС, т. е. с использованием подъемных сооружений, поскольку без них невозможно выполнить подъем, транспортировку и укладку грузов. ТК может составляться как самостоятельно, так и в составе ППР. Разработку документа начинают с получения необходимой исходной документации и запроса технических данных у заказчика. В список нужных документов могут входить:
- перечень перемещаемых грузов с указанием габаритных размеров и масс (транспортировочные ведомости);
- паспорт применяемого подъемного сооружения;
- план места производства погрузки-разгрузки (конструктивные чертежи зданий или площадок).
Если заказчик не знает, какими подъемными сооружениями можно осуществлять работы, специалисты берут выбор ПС на себя. В подборе учитывается эффективность механизмов, которая отражает возможность выполнить все работы за максимально короткое время.
# # Что должно быть в техкарте
Технологическая карта погрузочно-разгрузочных работ, как и ТК на другие процессы, должна отвечать на ряд вопросов:
- какие операции нужно выполнить;
- в какой последовательности они должны выполняться;
- с какой периодичностью – при повторении операции более 1 раза;
- какое количество времени требуется для выполнения каждой операции;
- каким должен быть результат на всех этапах;
- что необходимо для выполнения (оборудование, машины, механизмы, инструменты).
Содержание ТК может варьироваться в зависимости от объекта, но есть общий список разделов, которые стоит включать в техкарту. К ним относятся:
- Общие данные о том, на какие работы разработана технологическая карта, к примеру, на складирование грузов на базах, складах и площадках.
- Общие указания по производству погрузки-разгрузки.
- Технология производства погрузочно-разгрузочных работ.
- Требования к охране труда, безопасности и меры по их обеспечению, в том числе для пожарной и экологической безопасности.
- Схемы строповок грузов.
- Схема операционного контроля качества.
- Список нормативной и технической литературы.
# # Общие данные в ТК
В разделе с общими данными необходимо указать, что техкарта разрабатывается на погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов с указанием, где оно производится: на открытом или закрытом складе, на специально оборудованных площадках, базах и пр. Дополнительно перечисляются типы автомобильных кранов, которые будут использоваться при работах. Кроме автокранов могут применяться:
- мостовой, башенный или козловой кран;
- кран-балка;
- консольный кран;
- электрические тали;
- штабелер;
- вилочный погрузчик;
- кран-манипулятор;
- причальный кран-перегружатель.
Следующим пунктом необходимо перечислить, на какие виды материалов, конструкций и других изделий предусмотрены погрузка и разгрузка. Это могут быть:
- сборные железобетонные изделия;
- штучные строительные материалы на поддонах;
- металлический прокат;
- средства подмащивания;
- арматурные изделия;
- модульные контейнерные помещения;
- столярные изделия и пиломатериалы и пр.
Важно указать, что масса перемещаемых грузов не должна быть больше грузоподъемности выбранных подъемных сооружений.
# # Общие указания по производству работ
В следующем пункте технологической карты погрузочно-разгрузочных работ стоит перечислить, в соответствии с какими требованиями разрабатывается документ. При оформлении ТК могут использоваться:
- СНиП 12-03-2001. Описывает условия безопасности труда в строительстве.
- ГОСТ 12.3.009-76. Отражает стандарты безопасности для погрузочно-разгрузочных работ.
- ГОСТ 12.3.020-80. Содержит стандарты по безопасности труда в условиях складирования грузов на производственном предприятии.
- ГОСТ 12.1.004-91. Описывает безопасность труда в отношении риска возникновения пожаров.
Еще в этом разделе описывают, как организовать место для осуществления погрузочно-разгрузочных работ. У него должны быть:
- хорошее освещение;
- проходы и проезды нормативной ширины;
- твердое и ровное покрытие, способное выдерживать нагрузку от грузоподъемного оборудования;
- правильная планировка, обеспечивающая эффективный отвод поверхностных вод;
- предупреждающие знаки типа «Въезд», «Выезд», «Разворот» и пр.
Если груз укладывается штабелями, важно размещать их с учетом минимального расстояния, равного 1 м. Ширина проездов автомобильного транспорта определяется его габаритами и размерами крана. В длину штабель не должен превышать 20-30 м. Все пространство между ними всегда должно оставаться свободным.
# # Описание технологии производства погрузки-разгрузки
В следующем подразделе технологической карты погрузки-разгрузки описывают, как будут производиться эти работы. Всего в этом процессе выделяются несколько этапов:
- приведение крана в проектное положение для перемещения определенного груза;
- осмотр и строповка груза, для длинномерных грузов – закрепление оттяжек;
- размещение подкладок и прокладок, если они требуются для груза;
- подача сигнала машинисту крана о готовности;
- выполнение непосредственно погрузки или выгрузки (для этого поднимают или опускают и поворачивают стрелу крана);
- расстроповка груза (при необходимости отцепляют оттяжки).
Дополнительно необходимо указать состав звена, которое будет осуществлять погрузочно-разгрузочные работы. Например, 1 машинист крана и 2 такелажника того или иного разряда. В таблице приводятся временные нормы на выполнение работ. Для этого в ней предусматривают несколько столбцов:
- вид груза;
- общая масса поднимаемого груза;
- норма времени для машиниста (чел.-час);
- норма времени для такелажника (чел.-час).
При описании технологии работ важно указать порядок действий в границах опасной зоны, над которыми перемещается груз. В техкарте стоит привести расчет габаритов этой зоны, которые зависят от максимального вылета крана, проекции наименьшего размера и наибольший размер груза, а также минимальное расстояние его отлета при падении.
# # Требования по безопасности
Особое внимание при разработке технологической карты погрузочно-разгрузочных работ кранами необходимо уделить описанию мер по обеспечению безопасности и охраны труда. В это разделе указывают требования к тому, кто может выполнять погрузку-разгрузку. Важно, чтобы у сотрудника было пройдено медицинское обследование, он был признан годным на выполнение такого рода работ и имел удостоверение на их производство.
Стропальщики, занятые в погрузке-разгрузке, обязательно проходят разные виды инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный (не реже 1 раза в 3 месяца), внеплановый и целевой. Кроме требований к специалистам, необходимо привести требования к используемым кранам. Все зависит от того, какой тип грузоподъемного механизма был выбран на первом этапе разработки ТК. Дополнительно в техкарте должны быть требования по допустимым действиям во время работы крана, а также обязанности машиниста и стропальщиков во время каждого этапа по перемещению груза из одной точки в другую.
# # Схемы строповок грузов, схема операционного контроля качества и список нормативной литературы
Графическая часть техкарты представляет собой комплекс различных схем со способами строповки грузов. Разработкой схем строповок должен заниматься специалист с опытом работы и понимаем всех технологических процессов перемещения грузов. Они сопровождаются таблицей массы грузов и применяемых грузозахватных приспособлений, в которой указываются:
- наименование груза;
- марка и тип;
- масса;
- номер схемы выбранной строповки;
- количество элементов, которые поднимаются одновременно;
- грузозахватные приспособление (строп, грузоподъемность, длина, масса);
- количество.
В некоторые технологические карты включают схему операционного контроля качества. Он должен производиться на каждом технологическом этапе работ. Результаты фиксируются на месте производства в специальном журнале строительного контроля. Перечень рабочих процессов и операций, подлежащих контролю, удобнее перечислить в таблице, где указать средства и методы его осуществления, а также ответственных лиц и технические критерии оценки качества. В конце технологической карты стоит перечислить все нормативные документы, на которые опирался специалист при ее разработке.
Добавить комментарий