Для обеспечения необходимых условий безопасности на промышленных объектах с повышенным уровнем опасности, где работы ведутся с применением подъемных средств (ПС), соблюдают правила, описанные в приказе Ростехнадзора №461 от 20 ноября 2020 года. Он претерпел некоторые изменения и 01 января 2021 года был опубликован. За составление документа ответственна Федеральная служба, осуществляющая технологический, экологический и атомный надзор.
Изменения в новых Правилах ОПО на которых используются ПС от 2021 г
Основные изменения, которые внесены в 2020 г. в ФНП на ОПО с применением ПС:
- Исключилось понятие «подъемные средства», теперь только подъемные сооружения;
- Изменилась область распространения, добавились: а) ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее — Госкорпорация «Росатом»), при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения; б)
- Расширилась область НЕ распространения ФНП: а) специально сконструированные для применения на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектах использования атомной энергии при обращении с ядерными материалами, ядерным топливом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, радиационными источниками и их перемещении, а также при перемещении грузов в помещениях (зонах), в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии; б) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема до 6 м включительно; в) предназначенные для работы только в качестве аттракционов с применением кабин (люлек) с людьми.
- Понятие «Специалист» вернули на «Инженерно-технический работник». Т.е. теперь не лицо, ответственное за безопасное производства работ с применением ПС, а инженерно-технический работник, ответственный за безопасное производства работ с применением ПС. Такое понятие уже было еще в первых редакциях ФНП, затем его заменили на специалиста, теперь опять вернули.
- Добавлено: В случае, когда в паспорте ПС отсутствует запись о соответствии ПС ветровому району и сейсмичности района установки, указанные сведения могут быть подтверждены изготовителем ПС с предоставлением расчетов ветровой нагрузки и сейсмоустойчивости ПС.
- Дано понятие Деятельность по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции или модернизации ПС в процессе эксплуатации ОПО в п. 10 ФНП.
- Прописано требование к специалистам сварочного производства, осуществляющим подготовку и руководство сварочными работами, и сварщикам, выполняющим сварочные работы: должны соответствовать требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, разработанных в соответствии с требованиями части 3 статьи 4 Федерального закона N 116-ФЗ.
- Организация эксплуатирующая ПС должна (добавлено): обеспечить ограждение по границам опасных зон, где производятся работы с применением ПС, с целью исключения попадания в них третьих лиц и обеспечения безопасности технологических процессов с ПС, с использованием сигнальных лент и ограждений, а также предупреждающих надписей, табличек, знаков безопасности и иных визуальных предостережений.
- Добавили: работники, назначенные стропальщиками, должны применять при работе с ПС специальные отличительные знаки (одежду);
- Исключено требование: Акт сдачи-приемки должен включать результаты планово-высотной съемки пути и измерения сопротивления заземления, соответственно, на монтажном участке или на всем пути в целом.
- Убрали абзац: Необходимость предварительного выполнения работ по заземлению определяется в соответствии с требованиями по электробезопасности.
- Теперь для монтажа ПС разрабатывается только ППР и ТК, а не технологический регламент.
- На выполнение сварочных работ и неразрушающего контроля дается ссылка на требования федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, разработанных в соответствии с требованиями части 3 статьи 4 Федерального закона N 116-ФЗ. Ранее ссылались на пункты этого же ФНП.
- Исключены три предложения: Технологический процесс монтажа и наладка ограничителя, указателя или регистратора должны быть разработаны с учетом того, что любой отказ (поломка) любой составной части регистратора, ограничителя или указателя в процессе эксплуатации не должен приводить к аварии ПС, в том числе к падению ПС, его частей и/или груза. Ответственность за нарушение требований по монтажу и наладке несет организация, смонтировавшая ограничитель, указатель или регистратор на ПС. Ответственность за работоспособность ограничителя, указателя и регистратора в процессе их эксплуатации на ПС (после оформления акта о завершении монтажа) несет эксплуатирующая организация.
- Добавлено: Перевод ПС на дистанционное управление (радиоуправление) не является техническим перевооружением опасного производственного объекта.
- Понятие «ТУ на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС» заменено на «Проект на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС».
- Убрали абзацы: Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ППР и ТК несет их разработчик. Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ТК несет ее разработчик.
Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ТК не допускается. Внесение изменений в ТК осуществляется разработчиком ТК. При установке ПС, управляемых с пола или по радио, должен быть предусмотрен свободный проход вдоль всего пути следования ПС для работника, управляющего ПС. - Теперь Люк в перекрытии должен иметь постоянное ограждение высотой не менее 1,1 м (ранее 1000 мм) со сплошным ограждением понизу на высоту 0,15 м (ранее 100 мм) с обязательным устройством световой сигнализации.
- Внесли изменение: перемещение подъемников и вышек с людьми вдоль контактной сети или конструкций моста, при этом работы должны выполняться на минимальной скорости согласно требованиям разработанного для этого НИР в соответствии с пунктами 155-163 настоящих ФНП. Что такое НИР и почему не ППР, так и осталось непонятным, думаю, что это ошибка.
- Добавили: Не требуется оформление наряда-допуска машинисту крана, осуществляющего вход в кабину крана через проходные галереи вдоль рельсового пути. Подъем, перемещение и транспортирование длинномерных грузов в пакетирующих стропах осуществляется не менее чем двумя пакетирующими стропами соответствующей грузоподъемности.
- Убрали абзац: Специалистом, выдавшим разрешение на пуск в работу ПС, должна быть сделана соответствующая запись в его паспорте, а после перестановки на новый объект гусеничных, пневмоколесных и башенных быстромонтируемых кранов, питающихся от внешнего источника энергии, запись должна быть сделана в вахтенном журнале.
- Далее внесли абзац: Решение о вводе в эксплуатацию специальных съемных кабин или люлек, навешиваемых на грузозахватные органы кранов, и используемых для подъема и транспортировки людей при помощи ПС, выдается инженерно-техническим работником, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, с записью в паспорте кабины или люльки на основании проведения положительных грузовых статических испытаний кабины или люльки и выполнения требований раздела «Требования к процессу подъёма и транспортировки людей» настоящих ФНП.
- Внесли абзацы с требованиями о пуске в работу ПС: Результаты проверки готовности ПС к пуску в работу должны оформляться актом готовности ПС к вводу в работу (далее — акт готовности).При несогласии с выводами комиссии член комиссии должен изложить в письменном виде и передать комиссии особое мнение, содержащее обоснования по существу имеющихся возражений, с указанием пунктов, частей, глав нормативных правовых актов, технической документации изготовителя, выполнение которых не обеспечено. Особое мнение (при наличии) должно прилагаться к акту готовности, являясь его неотъемлемой частью, с внесением отметки о наличии особого мнения в акт готовности. Акт готовности должен быть приложен к паспорту ПС и передан руководителю эксплуатирующей организации для принятия решения о пуске (неготовности к пуску) ПС в работу с учетом содержащихся в акте готовности выводов, особого мнения (при наличии) и рекомендаций (при наличии) по устранению, изложенных в акте готовности (особом мнении) замечаний. В случае если в выводах комиссии (особом мнении) указаны нарушения, наличие которых отрицательно влияет на работоспособность и безопасность эксплуатации ПС, эксплуатирующая организация должна принять меры по их устранению до пуска ПС в работу. Информация о принятых мерах по устранению нарушений должна направляться в адрес организаций и федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, входивших в состав комиссии. Решение руководителя о пуске ПС в работу должно быть оформлено внутренним распорядительным документом эксплуатирующей организации.
- Полностью убрали абзац: Дубликат паспорта, дубликат руководства (инструкции) по эксплуатации ПС должны быть изготовлены заводом — изготовителем ПС либо специализированной организацией, имеющей лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности ПС, при этом экспертная организация подготавливает дубликат паспорта на основании проведенной экспертизы промышленной безопасности до начала эксплуатации ПС на ОПО.
- Для содержания ПС в работоспособном состоянии теперь необходимо дополнительно разработать должностные инструкции для инженерно-технических работников, а также производственные инструкции для персонала, на основе паспорта, руководства (инструкции) по эксплуатации конкретного ПС, с учетом особенностей технологических процессов, установленных проектной и технологической документацией. Такого требования ранее не было.
- Убрали 2 абзаца: В качестве рабочих люльки подъемников (вышек) могут допускаться работники других организаций, соответствующие требованиям, предъявленным в руководстве (инструкции) по эксплуатации подъемника (вышки) после проведения этим работникам инструктажа специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением ПС. Для управления автомобильным краном (краном-манипулятором), автогидроподъемником (вышкой) может назначаться водитель автомобиля после его обучения в установленном порядке.
- В новой редакции ФНП решения по работе ПС рядом с существующими зданиями/сооружениями должны быть согласованы с собственником, владельцем или иным лицом, ответственным за безопасное использование и содержание имущества, попадающего в опасную зону.
- УДАЛИЛИ АБЗАЦ: ППР, ТК могут не разрабатываться при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на складах и базах для перемещения и складирования грузов в таре при наличии на местах ведения работ схем строповок и схем складирования грузов. Теперь нельзя использовать просто схемы строповки грузов.
- Удалены абзацы: Для исключения жесткого удара при превышении тормозного пути, записанного в эксплуатационной документации, должны быть предусмотрены амортизирующие устройства. Проведение технического освидетельствования ПС разрешается осуществлять экспертным организациям, а также специализированным организациям, занимающимся деятельностью по ремонту, реконструкции ПС.
- Добавлено: Отрицательный результат технического освидетельствования ПС оформляется актом, в котором отражаются выявленные несоответствия требованиям эксплуатационной документации и настоящих ФНП, а также приводятся сведения о превышении нормативных значений контролируемых параметров и описание признаков неработоспособного состояния ПС.
В остальных местах в ФНП отредактированы мм в м, % в слово «процент», «не проводится» в «запрещается», «крюком поднимают груз» на «груз поднимается» и т.д.
На какие ПС распространяются требования ФНП (в ред. 2016 г.)
Список грузоподъемных средств, которые нужно использовать в соответствие с ФНП по ПС, приведены в п. 3 настоящего документа, представленного в новой редакции. Таким образом, в список того, на какие ПС распространяются требования ФНП, входят:
- краны-экскаваторы;
- краны-манипуляторы;
- краны-трубоукладчики;
- тельферы (тали электроприводные);
- подъемники (вышки);
- кабины и люльки, подвешиваемые на краны с целью перемещения рабочих;
- грузозахваты сменного типа, применяемые вместе с ПС;
- рельсы для передвижения подъемных средств;
- краны-штабелеры мостовые;
- электроприводные тележки, применяемые для перевозки грузов по рельсовым путям над землей;
- все типы грузоподъемных кранов;
- строительные подъемники;
- тара, используемая для перевозки грузов, кроме той, что применяют в портах и в металлургической промышленности.
Применение ФНП по ПС вместе с РД-11-06-2007
В области строительства на возведение или реконструкцию любого объекта разрабатывается проект производства работ (ППР). Он может составляться и на работы, которые осуществляются при возведении опасных объектов с применением подъемных средств.
При использовании грузоподъемных машин и осуществлении погрузочно-разгрузочных работ разработку ППР можно вести в соответствии с РД-11-06-2007. В этом документе приводятся:
- общие сведения об эксплуатации грузоподъемных машин;
- нюансы разработки ППР на работу с применением ПС и технологических карт (ТК) на погрузочно-разгрузочные работы (кем и как разрабатываются документы);
- правила и требования в отношении согласования готовых ППР и ТК (подлежат согласованию с владельцем грузоподъемного механизма и утверждению генподрядной организацией);
- необходимость регистрации ППР в территориальных органах Ростехнадзора.
Основные рекомендации для разработки ПОС на работы с применением грузоподъемных машин
В проекте организации строительства (ПОС) с использованием грузоподъемных кранов обязательно предусматривают:
- Соответствие грузоподъемности, высоты, вылета и прочих характеристик крана строительно-монтажных работам, для выполнения которых он устанавливается.
- Обеспечение безопасного размещения крана: с требуемым расстояниям от ЛЭП, строений, мест складирования, движения людей и транспорта.
- Складские площадки, которые будут находиться в зоне действия крана.
- Условия безопасной установки крана вблизи откосов котлованов.
- Требования к работе на строительной площадке нескольких кранов или прочих грузоподъемных механизмов.
- При необходимости – технические решения по уменьшению опасных зон крана, если он располагается вблизи строящегося объекта. Это могут быть различные защитные экраны или прочие подобные конструкции. Рабочая документация на них составляется также на стадии проектирования.
Изменения к приказу 533 ФНП ПС от 12 апреля 2016 г.
Сокращенное название документа – ФНП по ПС, что расшифровывается, как «Федеральные нормы и правила по подъемным сооружениям». В редакции приказа 533 ФНП ПС от 12 апреля 2016 г. довольно много корректировок. Они коснулись следующего:
- применения требований в отношении разных видов ПС и совместимого с ним оборудования;
- списка ПС, которые не нужно регистрировать в надзорных органах;
- объектов, которые попадают под действие приказа, и тех, на которые требования документы не распространяются;
- требований к дубликатам паспорта и руководства ПС.
В новой редакции ФНП по ПС действительно много изменений, касающихся не только списка ПС. Особое внимание стоит обратить на следующие нюансы:
- В п.3 приказа есть дополнение про краны-манипуляторы, самоходные краны и вышки. Вне зависимости от возможностей передвижения их считают стационарно закрепленными механизмами.
- В п. 5 убрали информацию по поводу необходимости сертификатов и деклараций соответствия для ПС, впервые введенных в эксплуатацию. Подобное оборудование перечисляется в приложении №3 ТР ТС 010/2011.
- Согласно п. 6, теперь требования ФНП ПС на ОПО (опасных производственных объектах) обязательны для ПС и применяемого с ними оборудования, которые стали использоваться еще до вступления в силу ТР ТС 010/2011.
- В п. 148 теперь говорится о ПС, которые не требуют учета в исполнительных органах, которые занимаются ведением реестра ОПО. Ранее они не подлежали учету в Ростехнадзоре.
Новое в ФНП на ОПО с применением ПС (от 2016 г.)
Также среди изменений в новой версии документа стоит отметить приложения, которые были добавлены:
- Приложение 12 «Границы опасных зон по действию опасных факторов».
- Приложение 13 «Предельные нормы браковки элементов ПС». Они указываются для случаев, когда руководство или инструкция к ПС их не содержит.
- Приложение 14 «Особенности оценки технического состояния зданий, сооружений и подкрановых конструкций с истекшим сроком службы или опасными повреждениями».
В п. 144 ФНП по ПС приводятся важные сведения относительно Дубликата паспорта и руководства ПС. В дополнении говорится, что эти документы должны быть изготовлены либо производителем ПС, либо специализированной организацией, у которой есть лицензия на проведение экспертиз.
Другие важные нюансы в новой редакции ФНП на ОПО
Также в обновленной версии требований ФНП по ПС на ОПО ужесточили условия подтверждения уровня качества фундаментов и рельсовых путей башенных кранов. Теперь для этого нужно предоставлять следующие документы:
- доказывающие осуществление контроля за качеством строительных материалов;
- геодезические чертежи и схемы;
- акты освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций;
- результаты контроля (обследований, экспертиз и прочих необходимых процедур);
- отражающие фактическое состояние проектных решений.
Перечисленные документы подтверждают, что фундаменты и строительные конструкции кранов были выполнены в соответствии с проектной документацией, а также то, что качество их исполнения прошло все необходимые этапы контроля.
Оставить свой вопрос