Для передачи электроэнергии используется электрическая линия, которая называется линией электропередачи (ЛЭП). Они бывают кабельными (их прокладывают в траншеях, туннелях и подземных коллекторах) и воздушными (их тянут по воздуху). Последние как раз и можно видеть вдоль автомобильных дорог. Существуют также волоконно-оптические линии связи (ВОЛС), которые осуществляют передачу в оптическом диапазоне.
Узнайте больше о проекте производства работ (ППР) для строительно-монтажных работ в нашем видео:
Строительство или реконструкция воздушных линий (ВЛ), как и возведение других объектов и сооружений, должно происходить в соответствии со строительными нормами и правилами. Для этого разрабатывается специальный документ – проект производства работ (ППР). В нем детально рассматриваются все вопросы по технологии строительства и условиям, в которых оно осуществляется.
Одна из целей составления проекта производства работ – поиск и дальнейшее внедрение самых эффективных методов осуществления строительно-монтажных процессов. Это позволяет выполнить несколько задач:
Как результат, строительные работы производятся на максимально высоком уровне, в безопасных условиях и так, что рабочие кадры, оборудование и машины либо не простаивают вовсе, либо время, когда они не используются, сводится к минимуму.
Для достижения таких целей в процессе составления ППР на стадии выбора варианта решения учитываются технико-экономические обоснования строительства ВЛ. Ими являются как раз сроки строительства, себестоимость и трудоемкость работ.
Еще одна функция проекта производства – обеспечение соответствия производимых работ строительным нормам, правила и стандартам, которые отражают в СНиП и СП. Именно по этой причине без ППР осуществление работ запрещено. В противном случае организация, которая занималась строительством, может быть привлечена к административной ответственности, что повлечет за собой штрафные санкции.
Если в процессе какого-либо строительно-монтажного процесса будут допущены ошибки, которые повлекут повреждение, появление дефектов или полное разрушение ЛЭП – при помощи ППР можно будет выявить лицо, ответственное за конкретный вид работ. Подобная информация используется в процессе досудебных или судебных разбирательств. Так, ППР – это залог не только правильного выполнения работ, но и сохранения репутации организации-застройщика.
Чтобы оптимизировать процесс возведения воздушных линий, проект их производства должен учитывать:
Поскольку в ППР описывают весь процесс строительства ВЛ, в документе будут фигурировать элементы воздушных линий. В их состав входят:
Также в составе ВЛ присутствуют волоконно-оптические линии связи. Их встраивают в силовой провод или грозозащитный трос. В других случаях ВОЛС представлены в виде отдельных самонесущих кабелей.
Не обходится строительство ВЛ и без установки вспомогательного оборудования, которое требуется для нормальной эксплуатации воздушной линии. Сюда относится аппаратура высокочастотной связи, емкостного отбора мощности и пр.
Чтобы обеспечить безопасность полета воздушных судов, высоковольтные провода и опоры ЛЭП после сборки обязательно должны быть промаркированы, что тоже отражается в проекте производства работ. Для маркировки опор применяется краска определенного цвета, а для кабелей – авиационные шары, обозначающие их в дневное время. Дополнительно может использоваться световое ограждение.
Воздушные линии электропередач имеют несколько классификаций по разным критериям. По ним выделяют множество видов ВЛ. Для каждого из них может разрабатываться отдельный ППР. Так, по роду тока воздушные линии бывают:
Главное отличие линий переменного и постоянного тока – конструкция опор, что тоже отражают в ППР на монтаж ВЛ конкретного вида. Различаются ВЛ и по напряжению:
Еще одно отличие разных воздушных линий – назначение. По этому критерию выделяют такие виды ВЛ:
В следующей классификации ВЛ критерием является режим их работы. С учетом этого фактора выделяют ВЛ разного режима:
Различие ВЛ также заключается в режиме работы нейтралей – частей электроустановки, которые имеют относительно физической земли нулевой потенциал. По этому критерию выделяют сети:
Составление ППР начинается после получения задания на его разработку от организации, которая заказывает подобный документ. В процессе используют типовую документацию: чертежи монтажных устройств, временных сооружений, средств механизации, а также технологические карты.
Проект производства чаще составляется специализированной организацией, которую нанял заказчик или генподрядчик. На особо сложные или просто отдельные виды работ ППР могут привлекаться субподрядные фирмы, которые в дальнейшем часто и выполняют описанный ими строительный процесс.
Утверждается ППР на работы по строительству ВЛ главным инженером генподрядчика, который осуществляет строительство ВЛ. По окончании разработки и согласования ППР передается исполнителям работ, которые приступают к строительству воздушной линии.
Кроме чертежей в составе проекта производства работ обязательно должна быть пояснительная записка. В ней приводится следующая информация:
В строительстве чаще используют уже разработанные типовые технологические карты (ТТК). Но если работы по возведению ВЛ имеют какие-то особенности, которые не учтены в ТТК, документ составляют по-новому.
Технологическая карта на работы по строительству ВЛ конкретизирует один из строительно-монтажных процессов, который в ППР был описан в общем виде. В составе ТКможно выделить несколько разделов:
Проектная и рабочая документация или ведомость работ или описание выполняемых работ
Сроки выполнения работ по контракту
Стройгенплан или план участка строительства (если имеется)
Перечень применяемых машин и механизмов (в случае отсутствия мы сами подбираем).
Замечания Заказчика устраняем в короткие сроки (обычно не более 3 часов в рабочее время) и абсолютно бесплатно, даже в случае необходимости разработки дополнительных материалов, касающихся Технического задания (приложение к договору).
Срок гарантии на разработанные ППР — до сдачи объекта в эксплуатацию, то есть на все время существования ППР.