Проект оказания услуг по содержанию автомобильных дорог – один из видов строительной документации, необходимой для достижения высокой безопасности в процессе движения автомобилей с заданными скоростями и нагрузками, а также защиты дорожного полотна от преждевременного износа. В рамках разработки документа анализируют природно-климатические условия, в которых находится объект. С учетом этого разрабатывают и обосновывают меры по поддержанию требуемого состояния и борьбе с некоторыми явлениями (например, степенью скользкости дорожного полотна).
В рамках создания проекта содержания автомобильных дорог особое внимание уделяют финансовому вопросу, поскольку принятые решения должны соответствовать возможностям бюджета и помогать оптимизировать затраты на обслуживание линейного объекта. Компания «Стройдок-АБВ» предлагает профессиональные услуги по оформлению подобной документации, которая необходима для правильной, долговечной и безопасной эксплуатации дорог.
# # Нормативная база для оформления проекта
Требования и особенности разработки проектов содержания автомобильных дорог содержатся в отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.3.110-2019, в частности в главах 8 и 9, где говорится о строительстве, реконструкции и ремонте, а также об эксплуатации. Рекомендации полезны проектным организациям и органам дорожного хозяйства, которые сталкиваются с оформлением соответствующего раздела документации на прокладку новой или ремонт существующей дороги.
В соответствии с ОДМ проект может разрабатываться как отдельный документ, в составе предпроектной документации или материалов инженерных изысканий. Обычно это определяется заказчиком, как и некоторые требования по составлению проекта. Важно, чтобы он не был излишне детализирован и перегружен деталями, но имел объем, достаточный для обоснования принятых проектных решений по содержанию.
# # Какие задачи выполняет проект, описывающий содержание автодорог
Проект содержания автомобильных дорог необходим, чтобы обеспечить условия для надежности и стабильности линейного объекта при его эксплуатации. Это заключается в правильном уходе за автодорогами в течение года и создании условий для безопасного движения всех видов транспорта. При этом важно обеспечить оптимальные финансовые и материально-технические ресурсы, выделяемые для достижения указанных целей.
В соответствии с п. 6.3 ОДМ 218.3.110-2019 проект разрабатывается, чтобы определить и оптимизировать затраты на автомобильную дорогу в течение ее жизненного цикла, привести технико-экономическое обоснование стратегии содержания и технологии производства работ. Для этого рассматривают следующие вопросы:
- мероприятия по поддержанию нормального состояния отдельных конструкций автодороги;
- организацию службы содержания и расположению ее административных и производственных комплексов;
- создание пунктов учета автомобилей;
- виды, объем и частота проведения работ;
- работы по метеообеспечению;
- оснащение дорожной техникой.
С использованием проекта содержания автомобильной дороги и другой предпроектной документации, которая уже утверждена, под дорогу отводится определенный земельный участок с правоустанавливающими документами и выделяется бюджет в объеме, достаточном для поддержания объекта в нужном техническом состоянии.
# # Особенности разработки проекта
Проект разрабатывается, чтобы в течение года организовать профилактический уход за дорогами и связанными с вновь построенными или существующими объектами. Причем комплекс мероприятий составляется в зависимости от сезона, поскольку он определяет погодные условия, влияющие на состояние автодорог. Согласно нормативным документам, работы по уходу подбираются с учетом:
- Весенне-летне-осеннего периода. В это время основными являются работы по уходу и устранению мелких дефектов дорожного полотна. Внимание уделяется вопросу обустройства и полосе отвода. В весенний период важно снизить переувлажнения грунтов талыми и грунтовыми водами, в летний обеспечить уход за обочинами, откосами и водоотводу, вовремя устранять мелкие деформации и участки разрушения и предпринимать меры по обеспыливанию дорожного полотна. С наступлением осеннего периода тоже важно предупреждать переувлажнение грунта.
- Зимнего периода. В это время особое внимание обращают на создание условий по бесперебойному и безопасному движению. Учитывая это, в зимнее время важны борьба с гололедов, обеспечение защиты от заносов и регулярную уборку снежных масс.
В рамках проекта устанавливается ежегодный объем работ, который позволяет определить затраты на их исполнение. Это зависит от многих факторов:
- категории и текущего состояния линейного объекта;
- установленного уровня, которого нужно придерживаться при содержании;
- типа автодороги, который устанавливается по интенсивности транспортного потока;
- района обслуживания.
# # Какие уровни содержания существуют
Важное значение в проекте содержания автомобильной дороги имеет уровень, на котором поддерживается ее основные характеристики. Он отражает, в каком состоянии находятся конструктивные элементы дороги, что связано с условиями движения автомобилей. Всего выделяют три уровня содержания:
- Допустимый. Приоритетом выступает достижение бесперебойности и высокого уровня безопасности движения, которое может временно ограничиваться или прекращаться только на ряде участков.
- Средний. Здесь движение автотранспорта не ограничивается и не прекращается, но при этом допускается на 20% снизить разрешенную скорость транспорта в тех местах, где это необходимо для осуществления определенных мероприятий. На перекрестках, в местах с малым радиусом поворота, крутыми подъемами и спусками ухудшение состояния не допускается.
- Высокий. Подобный уровень проявляется в поддержании дороги в таком состоянии, которое поможет добиться круглосуточного и безопасного движения автомобилей без каких-либо перебоев. Скорость транспорта не может быть снижена по причине содержания. Возможны лишь неявные дефекты, не оказывающие влияние на безопасность и качество движения.
# # В какой последовательности разрабатывают проект
Первый и самый важный этап в разработке проекта содержания автомобильной дороги предполагает оформление ТЗ. Техническое задание составляют на основании данных, выданных заказчиком. На ТЗ будут основаны все последующие этапы оформления документа, поскольку в нем содержатся не только исходные данные, но и требования. Отступление от них возможно только после согласования с заказчиком. Кроме исходных данных за основу также берутся картографические и фондовые (гидрологические, геологические) материалы.
После составления ТЗ осуществляют следующее:
- Изучают и анализируют техническую документацию: проектно-сметную, результаты обследований и испытаний, паспорт дороги и пр. Если есть повод или необходимость, то дополнительно рассматриваются исследования, где уточняются геометрические параметры, состояние элементов дороги, снегозаносимые и гололедоопасные участки.
- Собирают и обрабатывают метеорологические параметры и характеристики, нужные для выбора технологии работ.
- Выполняют расчеты годового объема работ для каждого из временных периодов.
- Продумывают организационную структуру службы, занимающейся соответствующими вопросами содержания. Кроме разработки новой структуры можно совершенствовать существующую. На этом этапе определяют, сколько и где расположить ДУ (дорожно-эксплуатационных управлений), пунктов контроля весовых характеристик и метеоданных и пр.
- С учетом состава работ определяют виды и количество специализированной техники, которая должна быть в соответствующих подразделениях. Это помогает механизировать весь процесс работ.
В рамках создания проекта осуществляют привязку типовых или разработку новых проектов административно-производственных зданий, к примеру, гаражей, зданий, складов, баз, котельных и пр. После составления документ подвергают экспертизе, а затем согласуют и передают заказчику.
# # Правила разработки проекта содержания автодорог
При создании проекта, предназначенного для содержания автодорог на этапе возведения, ремонтных работ или реконструкции необходимо соблюдать правила главы 8 ОДМ 218.3.110-2019. Согласно с п. 8.1, в документе должны рассматриваться участки основного хода автомобильных дорог, которые строятся с нуля или находятся на этапе ремонта. Также в проекте нужно описывать мероприятия, которые будут проводиться в отношении дорог технологического типа. Они предназначены для движения строительного автотранспорта в заданный период.
Для технологических автодорог проект разрабатывают на основании проектной (в том числе ПОС – проекта организации строительства) или рабочей документации. В дополнение к ней могут использоваться и другие нормативно-технические документы, содержащие полезную актуальную информацию. Для остальных автодорог кроме ПОС необходимы акты приема-передачи автодороги для реализации работ и схемы организации дорожного движения по ОДМ 218.6.019-2016.
Проект содержания дорог указанных категорий входит в состав проектной документации как раздел 10, куда относят иные документы. Название и количество разделов приводятся в п. 8.3. ОДМ 218.3.110-2019. Всего их 9, и в каждом рассматривается отдельная тема:
- Общая информация об автодороге с техническими, транспортными и эксплуатационными характеристиками.
- Климатические особенности и характеристики участка, где будет располагаться новая или проходит уже существующая дорога.
- Список требований к уровню содержания и состоянию автодороги при эксплуатации.
- Требования к тому, как должны организовываться и выполняться работы.
- Перечень технических и материальных ресурсов, необходимых для выполнения.
- Описание существующей службы содержания, которая расположена на объекте или в зоне его тяготения (на прилегающих территориях и в муниципальных образованиях).
- Подробное описание службы организации содержания.
- Сметные документы на автомобильную дорогу.
# # Особенности, которые стоит учесть при составлении
Конкретные правила разработки проектов содержания автомобильных дорог в отношении их эксплуатации содержатся в главе 9 ОДМ 218.3.110-2019. Здесь преследуются те же цели, но с добавлением еще одной задачи – определить требования к уровню содержания автодороги, участков или сооружений в ее составе, чтобы сохранить и поддерживать нормальное техническое состояние объекта. Количество и список разделов совпадают с перечнем, установленным для проекта содержания при строительстве и ремонте. Разделы перечислены в п. 9.4. ОДМ 218.3.110-2019.
# # Проект производства работ (ППР) в отношении содержания автодорог
ППР по содержанию автомобильных дорог – проект производства работ (ППРС), иначе еще называемый проектом оказания услуг (ПОУС). Правила разработки и перечень разделов приведены в главе 10 ОДМ 218.3.110-2019. В рамках ППР прорабатываются нюансы рациональной организации и выбора технологий по выполнению принятых работ с учетом требований заказчика, повышения эффективности каждого из технологических процессов и снижения их себестоимости.
В случае с ППРС учитываются особенности автодорог, специфика их эксплуатации и функционирования, требования к состоянию при эксплуатации, а также список, периодичность и объем работ. То, что должно входить в ППР по содержанию автомобильных дорог, приведено в п. 10.1.1 ОДМ 218.3.110-2019. В проект входят 10 пунктов, их названия совпадают с наименованиями разделов для проектов, разрабатываемых при строительстве, ремонте или эксплуатации.
В ППР для автодорог, реализуемых уже в процессе использования, дополнительно входит Раздел 9, включающий перечень регламентов, которые использовались или разрабатывались в процессе выполнения этих работ.
Добавить комментарий