Инженер ПТО (ОПП) — как таковая должность обрела свою популярность на строительных объектах, когда требования по всей документации (исполнительной, разрешительной, сметной и др.) достаточно ужесточились. Хотя эти требования, которые действуют сейчас, не так уж и ужесточились, ведь большинство нормативно-технической документации (СНиПы, ГОСТы, ВСНы и др.) остались со времен наших дедушек, а то и прадедушек.
Просто напросто ужесточились требования к полноте и качеству их приемке на объектах, т.е. придирчивость со стороны Заказчика, Строительного контроля (технадзора). Раньше всю эту документацию делали как могли, Заказчик просил, а иногда и умолял мастеров, чтобы они хотябы какую-нибудь документацию то сдали.
Когда же вышеупомянутые требования к документации ужесточились, в строительно-монтажных организациях появились целые штаты инженеров ПТО (в некоторых организациях — инженеров ОПП). ПТО — производственно-технический отдел, ОПП — отдел подготовки производства.
Вы работаете инженером ПТО? У нас есть для Вас предложение! Вы можете стать фрилансером или работать в уютном офисе. Посмотрите нашу вакансию на удаленную или постоянную работу:
# # Обязанности Инженера ПТО
Вся бумажная волокита переходит от обязанности мастеров, прорабов, инженеров ОТ, диспетчеров и др. должностей переходит в обязанности инженеров ПТО. И чтобы разобраться в прямых обязанностях я написал эту статью.
Ниже распишу кратко как и чем обязан заниматься на объекте строительства инженер ПТО и ОПП. А более подробно можно прочитать в пособии.
# # 1. Комплектация разрешительной документации.
Здесь же так и должно пониматься — комплектация, т.е. не разработка ее на объекте, а именно — комплектация разрешительной документации. Ведь большинство разрешительных документов выдает Заказчик. Это и акт-допуск, разрешение на строительство, разрешение на работы в охранной зоне инженерных коммуникаций и др. А остальные и не надо разрабатывать: свидетельства, лицензии выдаются и заверяются тем отделом Подрядной организации, который ее держит на руках (обычно — отдел ОТ, ПБ, ТБ или бухгалтерия), копии удостоверений по ОТ, ПБ, квалификационные удостоверения на рабочий и инженерно-технический персонал выдается и заверяется отделом ОТ. Обязанность инженера ПТО на объекте — сформировать всю разрешительную документацию в единую папку, сделать на нее реестр, прошить и показать ее Заказчику, получить разрешение на этапы работ.
Наряд-допуски — это тоже разрешительная документация. Их составляет организация, которая выдает разрешение, т.е. если это огневые, газоопасные, высотные работы и они проводятся на территории-организации-Заказчика, то и составляет и выдает Заказчик. Ходить и подписывать наряд-допуск должен ответственный за производство работ на участке, т.е. мастер, бригадир или прораб. В случае если выдается наряд-допуск машинисту крана, АГП, крана-манипулятора, то составлять и выдавать его должен диспетчер Подрядчика, ответственный за технику или же главный механик.
Инструкции по охране труда проводит прораб/начальник участка, вот он и должен заполнять журналы на рабочий персонал.
# # 2. Организационно-технологическая документация
— это обязанность инженера ПТО, но если это прописано в трудовом договоре. Во многих строительных организациях имеется 1-2 специалиста (в зависимости от объемов работ), занимающихся разработкой ППР и ППРк. Но не в каждой организации есть такие специалисты, поэтому лучше доверить такую работу специалистам в данной области (проектным организациям, которые больше знакомы с технологией производства строительно-монтажных работ).
ППР, ППРк — это организационно-технологическая документация, где расписываются не только технологический процесс производства работ, но и технико-экономические показатели, которые в силе разработать только СДО (сметно-договорной отдел).
ППР — проект производства работ разрабатывается на каждом объекте вне зависимости от объемов. Состоит из ПЗ и технологических карт на отдельные виды/этапы работ, календарного графика, стройгенплана, схемы движения техники и др.
ППР с применением ПС (ранее ППРк — проект производства работ кранами, а сейчас, с введением в действе новых ФНП, — ППР с применением ПС — проект производства работ подъемными сооружениями) в силах разработать только специалисту, обученному в области промышленной безопасности и знающему ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются ПС».
Исходя из п. 160 ФНП на ПС следует, что ППР выполняется на все виды работ, в том числе и на работы выполняемые ПС — все в одном.
# # 3. Исполнительно-техническая документация
Ведение исполнительной документации — это самая прямая обязанность инженера ПТО. Ответственные за производство работ в течение всего рабочего дня обязаны вести информацию о проделанной работе и к концу рабочего дня составляют общий отчет у начальника участка. По этому отчету инженер ПТО делает записи в общем журнале работ, составляет все необходимые акты, протокола, в случае необходимости испытаний сообщает начальнику участка о необходимости вызова специалистов лабораторий.
Еще одна немаловажная деталь — все паспорта, сертификаты на поставленные на объект материалы, оборудование, детали, изделия должны быть переданы инженеру ПТО в тот же день когда они прибыли. На основании этих документов составляются акты входного контроля, заполняется журнал входного контроля. Так же в процессе проведения работ у ответственных за из производство возникает потребность в выполнении работ, последующих за работами, которые необходимо освидетельствовать. В таком случае инженер ПТО составляет на них всю необходимую исполнительную документацию.
Исполнительные схемы — они же геодезические схемы, во всех присутствуют геодезические отметки и делать эти схемы обязаны геодезисты. Так же дело обстоит со строительным контролем Подрядчика — ведение раздела общего журнала работ и журнала проведения строительного контроля не должна входить в обязанности инженера ПТО, это прямая обязанность инженера СК (Строительного контроля).
# # 4. Сметная документация
— это обязанность сметчиков СДО и даже добавить нечего сюда.
Раз уж упомянули сметную документацию, то рассмотрим подписание ее и актов КС-2, КС-3 и журнала КС-6а у Заказчика, Строительного контроля Заказчика, проще говоря подписание «выполнения». Выполнение (процентовка) — это объем работы в денежном выражении, объем и качество которых подтверждено исполнительной документацией.
# # 5. Текущая документация
Отчеты — ведение и их систематизация должна входить в обязанности инженера ПТО, а сбор этих данных обязанность начальника участка.
Составление актов КС-2, КС-3 должен заниматься СДО по составленному инженером ПТО журналу КС-6а.
Уведомления о снятии предписаний составляет инженер ПТО по отчету ответственного за устранение замечаний.
Направление различного рода извещений Ростехнадзору, регистрация общего и специальных журналов — прямая обязанность Заказчика строительного объекта, даже выдавать эти журналы обязан Заказчик уже пронумерованными и прошнурованными с заполненным титульным листом и со всеми подписями.
Красиво написано, но как говориться забыли про овраги… Посмотрите сейчас вакансии, инженер ПТО должен делать все и еще вчера.
как быть если инженер ПТО плохо читает чертижи
Еще хуже когда инженер ПТО делает грамматические ошибки) Но если серьезно, то инженер ПТО — инженерная должность, нужно образование хотя бы бакалавра, а хотя бы на бакалавра учат читать чертежи. Помню, даже при получении образования в колледже нас учили читать чертежи.